Экспорт российских сладостей устанавливает новые рекорды

Продажи кондитерских изделий российского производства на экспорт в январе-мае 2018 года выросли на 17,1% до 177,3 тыс. тонн и установили очередной рекорд по поставкам в натуральном выражении. В стоимостном выражении продажи российских сладостей на экспорт за описываемый период составили $342,2 млн.

Самый значимый в стоимостном отношении — сегмент шоколадных кондитерских изделий. Продажи сладостей этого вида в январе-мае 2018 года составили $170,8 млн. Шоколадные кондитерские изделия также и наиболее динамично развивающийся сегмент в экспортных поставках российских сладостей — за пять месяцев с начала года их продажи выросли на 30,7% до 74,14 тыс. тонн.  Самый «весомый» сегмент в натуральном выражении — мучные кондитерские изделия. Объемы поставок на экспорт этих сладостей выросли почти на 11% до 81,5 тыс. тонн на сумму $137 млн. Наконец, продажи сахаристых кондитерских изделий на экспорт в январе-мае 2018 года выросли на 2,2% до 21,7 тыс. тонн на сумму $46,3 млн. Этот сегмент терял своих потребителей за границей в течение прошлого года, но с начала текущего ситуация стала исправляться и динамика роста стала положительной.

Продажи кондитерских изделий российского производства на экспорт начали быстро расти с начала 2016 года и уже по его итогам был впервые установлен рекорд по величине поставок сладостей на экспорт в натуральном выражении — всего было продано 406 тыс. тонн кондитерских изделий (на сумму $898 млн). В 2017 году рекорд предшествующего года был побит и поставки еще выросли на 6%. В 2018 году поставки сладостей на экспорт снова бьют все предыдущие рекорды. Но в стоимостном выражении исторического максимума пока достичь не удалось — он был установлен раньше, в 2013 году, когда было экспортировано кондитерских изделий на $1,18 млрд. Также пока недотягивают соответствующих показателей 2013 и 2014 годов и продажи января-мая 2018 года.

На экспорт кондитерских изделий в 2017 году приходилось почти 12% от всех объемов сладостей, произведенных в России. А самая высокая доля экспорта от общего производства в стране установилась в сегменте шоколадных кондитерских изделий —около 25%. В первые пять месяцев 2018 года доля экспортных продаж кондитерских изделий от их общего производства в России также составляет 12%, но отсутствие резких изменений в этом показателе, на фоне все увеличивающейся динамики экспортных поставок связано с резким изменением их структуры в пользу более дорогих, но и более «легких» шоколада и конфет.

Темпы роста экспортных поставок российских кондитерских изделий в 2018 году представляют собой двузначные цифры и почти вдвое превышают аналогичные показатели весьма успешного 2017 года. Это стало возможно благодаря сохраняющемуся низким курсу рубля, что делает российские сладости более конкурентными на внешних рынках. А также, благодаря охраняющейся на приемлемом уровне себестоимости производства сладостей в стране. Кроме того продажи растут за счет расширения экспорта на относительно новых для российских игроков направлениях. Например, Китай стал играть заметную роль среди покупателей российских сладостей с 2016 года, а в январе-феврале 2018 года вообще стал №1 покупателем шоколадных кондитерских изделий российского производства. Сейчас Китай снова уступил первенство таким традиционным для российских сладостей рынкам как Казахстан и Беларусь, но продолжает оставаться одним из основных рынков сбыта российских сладостей, преимущественно шоколада. Также очень активно развиваются поставки в Азербайджан.

В целом, география поставок российских кондитерских изделий насчитывает около 70 направлений: от Монголии, Чили до Новой Зеландии и Африканских стран. Но основными покупателями российских сладостей на протяжении всего времени наблюдений остаются страны ближнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, страны Центральной Азии. Во многом, успех российских сладостей за границей объясняется сходными потребительскими пристрастиями и общей культурой потребления сладкого. Также существенную роль играет привлекательное соотношение цены и качества, особенно заметное с удешевлением рубля. Но в последние годы производители расширяют ассортиментное разнообразие и все точнее адаптируют предложение под запросы и вкусы целевой аудитории не только внутри страны, но и на основных экспортных направлениях. 

Основными регионами-экспортерами кондитерских изделий в России являются также и регионы, наиболее развитые в производственном отношении: Московская область и Москва, Кемеровская, Белгородская, Курская области.

«Текущие показатели экспортных продаж самые успешные в истории поставок российских сладостей на внешние рынки, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Отдельно надо отметить, что основными поставщиками сладостей на экспорт являются преимущественно российские, а не транснациональные компании, работающие в России».

26 Июля

Возврат к списку