Россияне отдают все больше предпочтений шоколаду и конфетам

Потребление сладостей в России в целом не растет, но меняется его структура в пользу шоколадных кондитерских изделий

 

3 мая 2018 года. Релиз Центра исследований кондитерского рынка

 

Потребление кондитерских изделий в первом квартале 2018 года в России составило 24,5 кг в год на человека, что соответствует показателям 2017 года, когда был установлен рекорд по объемам «съедаемых» в стране сладостей. При этом продолжает меняться структура предпочтений российских потребителей в пользу шоколада и шоколадных кондитерских изделий.

 

Если по итогам 2017 года потребление шоколада и шоколадных кондитерских изделий было на уровне 5 кг в год на человека, то в первом квартале текущего года оно выросло уже до 5,1 кг на человека в пересчете на год. Это смещение произошло за счет небольшого перераспределения спроса и оттока потребителей из других категорий — сахаристых и мучных кондитерских изделий коротких сроков хранения (в основном пирожные и торты). Из-за кризиса шоколадные кондитерские изделия оказались одной из наиболее пострадавших категорий. В течение 2015 и 2016 годов именно здесь наблюдалось наибольшее сокращение потребления. Снижение уровня жизни, потребительский пессимизм, резкий рост цен (до 60% за два года) — все это привело к тому, что покупатели либо отказывались или сокращали покупки шоколада и конфет, либо переходили на другие, более доступные и не так быстро дорожающие сладости. С начала 2017 года отмечается быстрое восстановление прежних потребительских привычек и даже рост объемов потребления, так что уже к концу прошлого года объемы «съеденных» шоколадных кондитерских изделий даже стали превышать докризисные показатели. Особенно это стало заметно в пиковые предновогодние месяцы. Начало 2018 года тоже отличал весьма высокий спрос на сладости — на это время приходятся зимне-весенние праздники из которых наиболее серьезный вклад в продажи вносит Международный женский день 8 марта.

Потребление тортов с пирожными падает еще с докризисных времен — в 2013 году оно было на уровне 2,5 кг, в 2017 году в среднем по стране оно уже находилось на уровне 2 кг в год на человека, а в первом квартале 2018 года вообще снизилось почти до 1,9 кг на человека в пересчете на год (точнее 1,94 кг в год на человека). Изменения потребительских привычек в этом сегменте заключаются в том, что спрос постепенно смещается в пользу более экономных форматов продукции (меньший вес и габариты), а также большего разнообразия рецептур, в том числе с использованием дорогих импортных ингредиентов, а также продукции со сниженной калорийностью.

Потребление сахаристых кондитерских изделий снизилось преимущественно в категории карамели до 1,1 кг на человека в пересчете на год с 1,2 кг в 2017 году. При этом другие виды сахаристых кондитерских изделий, в основном это касается категории зефира, пастилы и мармелада даже немного выросли, так что в сумме потребление других видов сахаристых кондитерских изделий увеличилось до 6,8 (точнее 6,76 кг на человека в пересчете на год) с 6,7 кг в год на человека в 2017 году. В основном отток потребителей происходит в категориях более традиционных, «старых» видов сладостей, в пользу позиционируемых как более натуральные или новационные: например, пастилы или мармелада, выполненных по историческим рецептам, сладостей, изготовленных на основе фруктового пюре без сахара или с небольшим его количеством, разнообразные сладости из сухофруктов, злаков и орехов, позиционируемых как здоровое питание.

Наконец в категории мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения (печенье, вафли, пряники, кексы и рулеты и так далее) не произошло никаких значительных изменений — россияне по-прежнему в большинстве своем предпочитают именно эти виды сладкого всем остальным. Печенье, вафли и остальные мучные кондитерские изделия длительных сроков хранения являются и наиболее доступными по сравнению с другими видами сладкого, также дорожают наименьшими темпами и предоставляют для потребителей очень широкое ассортиментное разнообразие. В первом квартале 2018 года в среднем россиянин съедал 9,6 кг на человека в пересчете на год, столько же получалось и в 2017 году. 

В 2017 году расходы россиян на кондитерские изделия в среднем составили 7097 руб. на человека в год, что оказалось даже немного выше прогнозов (при потреблении 24,5 кг в год на человека). В структуре трат на сладости самую большую долю занимали шоколад и шоколадные кондитерские изделия —38%, на мучные кондитерские изделия длительных сроков хранения приходилось 24%, сахаристые — 27%, а на торты с пирожными 11%.

В течение 2017 года, а также двух первых месяцев 2018 у российской кондитерской отрасли был достаточно благоприятный период, возникший благодаря сочетанию сразу нескольких факторов: сохранялись низкими цены на основные виды кондитерского сырья, увеличивался потребительский спрос на внутреннем рынке, а также росли продажи на экспортных направлениях. По итогам 2017 года продажи кондитерских изделий в России составили 1,04 трлн руб., объемы производства — 3,63 млн тонн. Экспорт сладостей российского производства по итогам прошлого года почти вплотную приблизился к $1 млрд ($982 млн).

«С марта 2018 года ситуация начала стремительно меняться — снизился курс рубля, стали дорожать отдельные виды сырья, так что дальнейший рост потребления будет во многом зависеть от того, как будут меняться цены на готовую кондитерскую продукцию и в целом насколько позитивны будут потребительские настроения, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Высокая неопределенность в первую очередь касается шоколадных кондитерских изделий, так как уже с марта цены на какао-сырье выросли по сравнению с началом года на треть».

Потребление кондитерских изделий в России в I квартале  2018 года, кг на человека в пересчете на год

диаграмма 03.05.2018

Контакты:

Исполнительный директор Елизавета Никитина

моб. - 8 968 673 37 00

e-mail - nikitina@cikr.ru

пресс-секретарь Марина Венгерова

моб. – 8  925 449 95 57

e-mail - vengerova@cikr.ru

3 Мая

Возврат к списку