Поставки импортных сладостей в Россию в 2017 году выросли на четверть

Ввоз кондитерских изделий всех видов в Россию в 2017 году увеличился на 25,4% по сравнению с 2016 годом до 242,8 тыс. тонн на сумму $816,1 млн. Наиболее весомый вклад в эту динамику внес импорт шоколада и шоколадных кондитерских изделий — он вырос в 2017 году на 45,4% по отношению к 2017 году и составил 81,1 тыс. тонн на сумму $406 млн. Поставки мучных кондитерских изделий в 2017 году составили 122,2 тыс. тонн, что выше показателей ввоза в 2016 году на 20,5%, а сахаристых кондитерских изделий — 38,4 тыс. тонн (+7,7% к 2016 году).

За прошедшие годы на российском кондитерском рынке произошло практически полное импортозамещение — в 2017 году на долю импортных сладостей приходилось 7% от их общего потребления в России (в 2012 году — 12%). Объем ввоза кондитерских изделий в 2017 году оказался самым высоким, начиная с кризисного 2015 года. До этого, в 2014 году в Россию было ввезено 312 тыс. тонн сладостей. Но тогда крупнейшим их поставщиком в Россию была Украина. С конца 2014 года ввоз сладостей из этой страны прекратился и состав основных стран-импортеров кондитерских изделий в Россию существенно изменился. Более того в течение 2015 года из-за резкого падения курса рубля импорт всех видов сладостей сократился почти в два раза. Сейчас крупнейшими поставщиками кондитерских изделий в Россию стали страны Евросоюза и Швейцария — на них приходится около 40-60% импорта в зависимости от категории. Еще до 30% ввозится из Беларуси и Казахстана. Самым крупным сегментом по объему являются мучные кондитерские изделия, на них приходится 50,3% от всех поставок сладостей в Россию. Шоколадные кондитерские изделия — это самый большой сегмент в стоимостном выражении, он занимает 49,7% от всего ввозимого сладкого. Крупнейшими поставщиками шоколадных кондитерских изделий из стран ЕС являются Германия (порядка 30%), Польша, Италия. Всего на страны ЕС и Швейцарию приходится почти 60% ввозимого шоколада и шоколадных конфет. 

Динамика ввоза импортных кондитерских изделий в Россию стала расти ближе к концу прошлого года. Если в январе 2017 года поставки сладостей были выше января 2016 года на 18%, то в конце года, например в октябре, они превысили показатели аналогичного месяца предыдущего года уже на 30%. Окончание каждого года всегда отличает более высокий спрос на сладости в связи с наступающими новогодними праздниками, это самый высокий сезон для кондитеров. Потребление кондитерских изделий в это время, как правило, выше среднегодового в 1,5-1,7 раза в зависимости от категории. Но в ноябре-декабре 2017 года спрос превысил все ожидания и был по-настоящему ажиотажным. На новогодние сладкие подарки и угощения, в среднем каждый россиянин потратил в конце 2017 года около 650 рублей, что почти на 20% больше аналогичных предновогодних трат в конце 2016 года (545,9 руб.).  

Импортные сладости в этот период также очень востребованы, вместе с кондитерскими изделиями российского производства. Хотя надо отметить, что основными регионами-покупателями импортных кондитерских изделий в России традиционно являются наиболее платежеспособные: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, часть регионов Урала и Сибири, вместе они формируют более 50% всех закупок кондитерских изделий из-за границы.

В целом увеличению импорта кондитерских изделий в 2017 году способствовало восстановление и рост потребления кондитерских изделий после двух кризисных лет. В течение 2017 года благодаря коррекции курса рубля, существенному снижению цен на большинство видов кондитерского сырья, а также сокращению себестоимости производства розничные цены на большинство видов сладостей, а в особенности на шоколад и шоколадные кондитерские изделия практически перестали расти, а в отдельных случаях отмечалось их снижение. Это положительно отразилось на потреблении кондитерских изделий, которое составило в конце прошлого года 24,5 кг на человека в год.

«Ожидается, что потребление кондитерских изделий в текущем году будет расти не столько с точки зрения увеличения объемов, сколько трат на них, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Поэтому очень вероятно, что интерес российских потребителей к импортной продукции, которая более чем наполовину относится к высоким ценовым сегментам, также будет расти». 

21 Февраля

Возврат к списку