Рост цен на кондитерские изделия в России в июле 2016 года оказался самым низким с начала 2015 года. Наименьшими темпами в июле дорожали такие мучные кондитерские изделия, как торты с пирожными (+5,9% - до 410,25 руб. за кг), кексы и рулеты (+8,5% - до 234,83 руб. за кг), а также пряники (+9,5% - до 123,09 руб. за кг). По данным Росстата, в июле 2016 года индекс потребительских цен на продовольственные товары составил +6,5% к июлю 2015 года. Цены на шоколад, еще в декабре 2015 года демонстрировавшие 40% динамику, в июле увеличились на 17,1% - до 811,03 руб. за кг (см. таблицу в конце).
На показатели роста цен на кондитерские изделия за последние полтора года в первую очередь влияли: рост рублевых на основные виды кондитерского сырья связанный с девальвацией рубля, рост себестоимости производства, снижение и смещение спроса в сегмент недорогой продукции и еще ряд факторов. Также отечественные кондитеры столкнулись и с ростом мировых цен на отдельные виды сырья, например какао, орехи, сухофрукты.
Рост цен на кондитерские изделия в декабре 2015 года в среднем по России составил 24,5% по отношению к декабрю 2014 года. Самое сильное подорожание было отмечено в категории шоколада — цены на эту продукцию в России выросли в декабре на 37,3% - до 748,25 руб. за кг. Также быстрее прочих категорий дорожали шоколадные конфеты и карамель. Наименьший рост цен отмечался в категориях тортов и пирожных (+13,9% - до 399,46 руб. за кг) и кексов и рулетов (+17,4% - до 224,92 руб. за кг).
С марта 2016 года одновременно с относительной стабилизацией курса рубля и замедлением роста цен на сладости, стало заметным и некоторое восстановление потребительского спроса на кондитерские изделия. Рост цен в 2015 году на сладости стал одной из основных причин отказа и сокращения трат на них. Но уже по итогам первого полугодия 2016 года потребление кондитерских изделий в России вернулось на докризисный уровень 2014 года и составило 24 кг кондитерских изделий на человека в годовом выражении. Потребление мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, таких как печенье, вафли, рулеты, кексы выросло на 6,8% - до 9,4 кг в годовом выражении с 8,8 кг в год на человека год назад. Потребление шоколадных кондитерских изделий восстановилось до уровня 2014 года в 4,4 кг в годовом выражении на человека с 3,99 кг в среднем год назад, сахаристых кондитерских изделий сохранилось на уровнях прошлого года и составило 7 кг в год для сахаристых и 1,3 кг в год для карамели. Наконец, несмотря на восстановление спроса на сладости, категория тортов, пирожных и прочей выпечки недлительных сроков хранения продолжает терять потребителей. В настоящее время в год на человека в среднем по России приходится всего 1,9 кг в год. Еще в 2015 году этот показатель составлял 2,1 кг в год на человека.
Шоколад дорожал в июле наиболее быстрыми темпами в Сибири (СФО, + 19,6%), на Урале (УФО, +19,4%) и в Северо-Кавказском федеральном округе (+22,2%). При этом самый дорогой шоколад продается в Москве (895 руб. за кг), а самый дешевый в Северо-Кавказском ФО — 702,3 руб. за кг. Самое дорогое печенье также продается в Москве — 227 руб. за кг, а самое дешевое в Приволжском федеральном округе — 125,2 руб. за кг. При этом самая высокая динамика цен на печенье отмечается в Севастополе (+18,4% - до 172,8 руб. за кг) и в Северо-Западном федеральном округе (+14,4% - до 164,6 руб. за кг).
«В настоящее время полноценное восстановление спроса на кондитерские изделия в России ограничивает сохраняющаяся низкая покупательная способность потребителей и продолжающийся рост цен на продукты в целом и на кондитерские изделия в частности, — считает исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — При этом спрос преимущественно сосредоточен в секторах относительно недорогих видов кондитерских изделий и не пока почти не расширяется в премиальных сегментах».
Средние потребительские цены на кондитерские изделия в России в июле 2016 года к июлю 2015 года
|
2015
|
2016
|
%
|
Российская Федерация
|
| |
Печенье, кг
|
131,33
|
145,31
|
10,6
|
Пряники, кг
|
112,43
|
123,09
|
9,5
|
Зефир, пастила, кг
|
226,78
|
248,42
|
9,5
|
Карамель, кг
|
181,99
|
212,91
|
17,0
|
Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, кг
|
259,2
|
302,17
|
16,6
|
Конфеты шоколадные натуральные и с добавками, кг
|
536,87
|
586,74
|
9,3
|
Шоколад, кг
|
692,89
|
811,03
|
17,1
|
Кексы, рулеты, кг
|
216,43
|
234,83
|
8,5
|
Торты, кг
|
387,41
|
410,25
|
5,9
|
Источник: данные Росстата
Центр исследования кондитерского рынка
array(2) {
["SOURCE"]=>
array(37) {
["ID"]=>
string(2) "11"
["TIMESTAMP_X"]=>
string(19) "2015-04-08 12:36:58"
["IBLOCK_ID"]=>
string(1) "3"
["NAME"]=>
string(16) "Источник"
["ACTIVE"]=>
string(1) "Y"
["SORT"]=>
string(3) "200"
["CODE"]=>
string(6) "SOURCE"
["DEFAULT_VALUE"]=>
string(0) ""
["PROPERTY_TYPE"]=>
string(1) "S"
["ROW_COUNT"]=>
string(1) "1"
["COL_COUNT"]=>
string(2) "30"
["LIST_TYPE"]=>
string(1) "L"
["MULTIPLE"]=>
string(1) "N"
["XML_ID"]=>
string(28) "content-news-property-source"
["FILE_TYPE"]=>
string(24) "jpg, gif, bmp, png, jpeg"
["MULTIPLE_CNT"]=>
string(1) "5"
["TMP_ID"]=>
NULL
["LINK_IBLOCK_ID"]=>
string(1) "0"
["WITH_DESCRIPTION"]=>
string(1) "N"
["SEARCHABLE"]=>
string(1) "N"
["FILTRABLE"]=>
string(1) "N"
["IS_REQUIRED"]=>
string(1) "N"
["VERSION"]=>
string(1) "1"
["USER_TYPE"]=>
NULL
["USER_TYPE_SETTINGS"]=>
NULL
["HINT"]=>
string(0) ""
["PROPERTY_VALUE_ID"]=>
string(4) "2429"
["VALUE"]=>
string(73) "Центр исследования кондитерского рынка"
["DESCRIPTION"]=>
string(0) ""
["VALUE_ENUM"]=>
NULL
["VALUE_XML_ID"]=>
NULL
["VALUE_SORT"]=>
NULL
["~VALUE"]=>
string(73) "Центр исследования кондитерского рынка"
["~DESCRIPTION"]=>
string(0) ""
["~NAME"]=>
string(16) "Источник"
["~DEFAULT_VALUE"]=>
string(0) ""
["DISPLAY_VALUE"]=>
string(73) "Центр исследования кондитерского рынка"
}
["CATEGORY"]=>
array(38) {
["ID"]=>
string(2) "13"
["TIMESTAMP_X"]=>
string(19) "2015-04-08 12:44:14"
["IBLOCK_ID"]=>
string(1) "3"
["NAME"]=>
string(18) "Категория"
["ACTIVE"]=>
string(1) "Y"
["SORT"]=>
string(3) "400"
["CODE"]=>
string(8) "CATEGORY"
["DEFAULT_VALUE"]=>
string(0) ""
["PROPERTY_TYPE"]=>
string(1) "L"
["ROW_COUNT"]=>
string(1) "1"
["COL_COUNT"]=>
string(2) "30"
["LIST_TYPE"]=>
string(1) "C"
["MULTIPLE"]=>
string(1) "N"
["XML_ID"]=>
string(28) "content-news-property-themes"
["FILE_TYPE"]=>
string(24) "jpg, gif, bmp, png, jpeg"
["MULTIPLE_CNT"]=>
string(1) "5"
["TMP_ID"]=>
NULL
["LINK_IBLOCK_ID"]=>
string(1) "0"
["WITH_DESCRIPTION"]=>
string(1) "N"
["SEARCHABLE"]=>
string(1) "N"
["FILTRABLE"]=>
string(1) "Y"
["IS_REQUIRED"]=>
string(1) "Y"
["VERSION"]=>
string(1) "1"
["USER_TYPE"]=>
NULL
["USER_TYPE_SETTINGS"]=>
NULL
["HINT"]=>
string(0) ""
["PROPERTY_VALUE_ID"]=>
string(4) "2430"
["VALUE"]=>
string(23) "Пресс-релизы"
["DESCRIPTION"]=>
NULL
["VALUE_ENUM"]=>
string(23) "Пресс-релизы"
["VALUE_XML_ID"]=>
string(3) "smi"
["VALUE_SORT"]=>
string(3) "500"
["VALUE_ENUM_ID"]=>
string(1) "2"
["~VALUE"]=>
string(23) "Пресс-релизы"
["~DESCRIPTION"]=>
NULL
["~NAME"]=>
string(18) "Категория"
["~DEFAULT_VALUE"]=>
string(0) ""
["DISPLAY_VALUE"]=>
string(23) "Пресс-релизы"
}
}
23 Августа